Вы здесь

Уборка чистых помещений: основные принципы

Специфика чистых помещений

Современные требования к обеспечению высокого уровня чистоты помещений уже давно распространяются не только на традиционные медицинскую и фармакологическую отрасли, но и на технологические линии, задействованные в производстве пищевых продуктов, аэрокосмического оборудования и микропроцессорных элементов. Низкая концентрация взвешенных частиц в них достигается посредством очистки воздушной среды и водоподготовки, упреждения попадания механических взвесей извне и проведением процедур по санитарно-гигиенической обработке. И если инженерные мероприятия закладываются еще при проектировании чистых помещений и реализуются техническими средствами, то процедура уборки во многом зависит от человеческого фактора и текущей эксплуатации.

Санитарно-технические требования, обозначенные в СанПиН 2.1.3.1375-03, ИСО 14644-1-200 и многочисленных Госстандартах, четко оговаривают правила проведения гигиенической обработки чистых помещений. Но даже при тщательном их выполнении сложно добиться требуемой степени гигиеничности и дезинфекции, если проектирование чистых помещений было произведено некорректно или с явными нарушениями. Именно поэтому большинство медучреждений, фармакологических предприятий и электротехнических компаний, созданных еще в прошлом веке, претерпели значительную реконструкцию и реорганизацию.

Проектирование чистых помещений изначально должно:

  • Исключить наличие необоснованных производственной целесообразностью угловых и тупиковых зон, ниш и углублений, в которых всегда скапливается повышенная концентрация взвешенных частиц.
  • Обеспечить свободное перемещение не только технического, но и обслуживающего персонала и соответствующего хозяйственного инвентаря.
  • Гарантировать использование отделочных материалов, образующих гладкую целостную поверхность и характеризующихся низкой электростатической способностью, высокой износостойкостью к воздействию механических повреждений, пару и средств дезинфекции.

Периодичность и способы проведения санитарно-гигиенических мероприятий

Для обеспечения норм концентрации взвешенных частиц для каждого класса чистых помещений рекомендуется составить отдельный график уборки, который будет предусматривать оптимально короткие перерывы между процедурами и обязательно включать мероприятия:

  • Текущие. Они заключаются в удалении отходов, если проектирование чистых помещений не предусмотрело их автоматизированную утилизацию, в очищении стен, полов, воздушных шлюзов и внешних поверхностей оборудования и мебели.
  • Периодические. Они имеют более расширенный список обрабатываемых поверхностей, например, труднодоступные элементы оборудования, и предполагают использование сильнодействующих антисептических средств.
  • Генеральные. Предусматривают полную дезинфекцию всех поверхностей, включая трубопроводы, узлы крепления приборов/устройств и закрепление результата посредством аппаратной санации воздуха.

В случае непредвиденных ситуаций проводят аварийную уборку, информация, о проведении которой должна находить отражение в соответствующей документации.

Инвентарь и материалы

В зависимости от класса чистого помещения гигиенические процедуры могут проводиться посредством пылесосов и липких валиков с последующей влажной обработкой салфетками и специализированными швабрами (ГОСТ Р ИСО 14644-5-2005). Емкости для воды должны быть обустроены отжимными устройствами и изготавливаться из термостойкого пластика или нержавеющей стали без внешнего гальванического слоя.

Для изготовления салфеток и сменных насадок на швабры (мопов) применяют полиэстер или полипропилен, которые могут включать небольшой процент целлюлозы. Данные материалы отлично абсорбируют грязе-пылевые отложения, стойко переносят воздействие средств дезинфекции и высокие температуры автоклава, ведь после каждой процедуры весь инвентарь обязательно подлежит тепловой и санирующей обработке с последующей герметизацией. Сегодня рынок также предлагает одноразовые протирочные материалы для уборки чистых помещений, но как показала практика это достаточно затратно.

Технология проведения

Перед выполнением уборки весь инвентарь, протирочные материалы и средства дезинфекции укладываются в достаточном количестве на мобильную тележку.

Все работы, будь то генеральная уборка помещения или протирка стула, всегда начинаются сверху вниз и с проработки труднодоступных частей. Не стоит забывать, что проектирование чистых помещений обязательно предполагает использование различного оборудования, поэтому санитарно-гигиеническую обработку лучше проводить по горизонтальным уровням – начав с потолка и дальнего угла, заканчивают работы у выхода с итоговой уборкой полов.

Отработанные материалы безотлагательно в специально отведенный контейнер.

Оценка: 
5
Средняя: 5 (1 оценка)